|
Уникальный заповедный город, богатый памятниками архитектуры и по праву гордящийся своей многовековой историей.
Приезжая сюда, как будто оказываешься в другом времени: старинные соборы, величественные монастыри и великолепные деревянные дома сменяют друг друга на его улицах. Всё в Суздале дышит стариной, и день сегодняшний помнит о дне вчерашнем. Всё так же, как и сотни лет назад, облака летят белоснежные облака над куполами Рождественского собора, так же катят по улицам запряженные лошадьми повозки, а булыжные мостовые хранят память о сотнях и тысячах тех, кто прошел здесь когда-то…
Суздаль – это поистине сказка, над которой не властно время!
|
Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО
Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. Строительство его велось с 1222 г. по 1225 г. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик. Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие. Предшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707 ), по приказу которого, в частности, в соборе были разобраны хоры, растёсаны окна верхнего яруса. В XVIII –XIX вв. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. Экспозиция включила в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Так, внутри собора можно увидеть бесценный памятник искусства – Златые врата XIII века, сработанные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии. От первоначального убранства собора сохранились росписи XIII века - в алтарной части (монументальные фигуры старцев) и фрагментарно в самом соборе. Можно видеть на стенах и сводах собора фрагменты росписей. Собор был расписан также в 30е годы XVII в., фрагменты этих фресок также можно видеть в соборе. Работы по поновлению древней стенописи проводились в 1855 – 1856 гг. под руководством художника из Шуи Ивана Быкова. Иконостас создан между 1683- 1696 гг. артелью митрополита Илариона. Несколько икон написал царский изограф, ученик Симона Ушакова- Георгий Зиновьев. Из представленной соборной утвари обращает на себя внимание медное паникадило XVI в. - вклад в собор князя И. И. Шуйского в 1604 г., огромный выносной фонарь XVII века, водосвятная чаша XIX в. изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам.
Архиерейские палаты Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили трапезную церковь – с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. Наиболее серьезные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при митрополите Иларионе (1682–1707), который фактически заново создал сложный архитектурный ансамбль. Вновь построенный импозантный северный корпус с парадным приёмным залом архиерейского дома - Крестовой палатой на втором этаже под углом соединяется с более ранними зданиями - трапезной церковью и колокольней. Причем, колокольня соединяется с северным корпусом удивительной по красоте галереей на арках. Остроумно восстановленная на основании археологических находок, она придаёт грандиозному замыслу Илариона законченный вид.
В комплексе Архиерейского дома расположены экспозиции "История Суздальской земли", «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России)», «Царь- книга», "Древнерусская живопись", Детский музейный центр и Крестовая палата.
Архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря
Монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем. Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий, принадлежавший к кругу духовных собеседников Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия (1549) монастырь стал известен как Спасо-Евфимиев. Покровительство суздальских и московских князей обеспечивало обители богатые земельные владения и многие привилегии. К концу XVII века монастырь стал одним из богатейших на Руси. Существующий каменный ансамбль монастыря сложился в XVI-XVII веках.
В 1766 году в монастыре открылась «тюрьма для безумствующих колодников», просуществовавшая до 1905 года. Был монастырь тюрьмой и в советское время. Закрытый в 1923 году, монастырь поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор. В 1940-1941 годах политизолятор сменил лагерь для военнопленных 1943-1946 годов. После войны в монастыре открылась детская колония — сначала мужская, затем женская.
В 1967 году начались крупные реставрационные работы, и уже через несколько лет здания обрели новую, музейную жизнь. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря являет собой редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря в 1992 году внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проездная башня и стены монастыря
Ограда монастыря долгое время оставалась деревянной. Деревянную ограду заменили каменной в 1664 году. Она значительно увеличила территорию монастыря, охватив геометрический многоугольник с периметром около 1200 м. Новая каменная крепость построена по всем правилам фортификации: высокие стены, расширяясь кверху, снабжены двумя рядами «машикулей»; поверх стены имелся ход под деревянным навесом; 12 башен приспособлены для боя и хранения боеприпасов.
Главная башня — прямоугольная — в отличие от прочих (гранёных и круглых) — высотой 22 м, обращена на юг, в сторону города. Крепостная монументальность и практический смысл проездных и проходных ворот-арок сочетаются в ней с декоративным кирпичным узорочьем суздальских посадских церквей.
Благовещенская надвратная церковь
Нижний ярус с проездной аркой сохранился, возможно, от XVI века, до возведения новых каменных стен здесь были главные ворота монастыря и его южная граница.
Здание XVII века представляет собой небольшой бесстолпный одноглавый храм с четырёхскатной кровлей. С востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть. Декоративное убранство составляют килевидные закомары-кокошники, лопатки и карниз в верхней части фасадов, окна с килевидными наличниками разного масштаба и на разной высоте, киоты над проездной аркой. Наряд южного главного фасада несколько богаче. Очень украшают здание как бы сдвоенные окна паперти. В Благовещенской церкви сохранилась настенная роспись XIX века.
Архимандритский корпус
Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».
Первоначальное назначение корпуса: вверху — казённые и приказные палаты, казначейская келья; внизу — приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив. Между 1764 и 1818 годами сюда переселился из старого настоятельского корпуса архимандрит монастыря.
Успенская трапезная церковь (последняя четверть XVI века) представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.
К храму примыкает Диомидовский придел — миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой.
С западной стороны с Успенским храмом соединяется трапезная палата — двухъярусное здание с одностолпными сводчатыми залами: вверху — для общей трапезы, внизу — для хозяйственных служб (хлебня, приспешня, хлебодарня, мучная палатка). Трапезная палата покрыта выразительной тесовой кровлей — «колпаком». Интерьер церкви и трапезной палаты хранит фрагменты настенных росписей XVI века.
Спасо-Преображенский собор
Главный храм Спасо-Евфимиева монастыря — Спасо-Преображенский собор — построен в XVI веке в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Он монументален и строг. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах в честь святого Евфимия — с южной и святого Сергия Радонежского — с северной стороны. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII века.
Памятник-часовня на месте захоронения Д. М. Пожарского
Национальный герой России князь Дмитрий Пожарский был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в 1642 году. В 1885 году над его могилой на народные средства был сооружён памятник-часовня по проекту архитектора А. М. Горностаева. В 1933 году памятник был разрушен.
В 2009 году года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня.
Звонница
Сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI — XVII веков. Древнейшая часть — столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» построена в 1-й четверти XVI века. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во 2-м ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом, в конце XVII века верх был изменён на шатровый.
В конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная пристройка с арочным пролётом, для того чтобы повесить большой колокол, пожертвованный в монастырь стольником Демидом Черемисиновым. В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке — 560 кг. В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства».
Сейчас на звоннице развешены 17 колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Братский корпус
Построен между 1628 и 1660 годами. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяжённой (почти 100-метровой длины) северной части второй этаж был перестроен в XIX веке. Украшением здания являются наличники разного фасона, нарядные деревянные галереи-крыльца; корпус покрыт высокими тесовыми кровлями — «колпаками». В корпусе помещалась настоятельская, келарская келья, кладовая и дневальная палаты «да братских каменных о дву апартаментах 7 келей... а в тех кельях живут по 3 и 4 монаха».
Никольская больничная церковь
Построена в 1669 году «для больничной братии, тёплая, с больницами», с условием, чтобы верх был не шатровым. Представляет собой бесстолпный одноглавый храм с декоративными закомарами-кокошниками на фасадах, выразительными порталами и нарядными наличниками окон. Необычна конструкция свода: он двойной, что увеличивает высоту храма, но экономно уменьшает тёплое помещение.
К церкви примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом внизу для больных монахов и нежилым верхом. С первого этажа наверх ведёт редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница.
Тюремный корпус
Здание построено первоначально (1730) как келейный корпус и это была последняя крупная постройка монастыря. В 1823 году перестроено специально под монастырскую тюрьму для лиц духовного звания (архитектор Е. Я. Петров). Тюремный корпус представляет собой протяжённое одноэтажное строение казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположено за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. Мрачный, однообразно-унылый облик тюрьмы согласован с внутренним расположением: длинный коридор и низкие, тёмные арестантские камеры.
Аптекарский огород
Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри. Уже в XI веке монахи-«лечцы» Киево-Печерского монастыря были хорошо известны своими лечебными познаниями.
Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах в середине XVII века, когда царём Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения.
При Петре Великом такие огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.
Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.
Силами сотрудников музея-заповедника этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3x3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.
Экспонаты для этого музея под открытым небом собирались по всей Владимирской области. 18 памятников деревянного зодчества XVIII-XIX вв., построенные русскими мастерами-плотниками практически только топором, занимают площадь 3,5 га на высоком живописном берегу р. Каменки. Постройки были перемещены в Суздаль в целях сохранения и показа туристам в 60-70-ые годы прошлого столетия. В музее воссоздана планировка небольшого села Владимирской губернии: на высоком месте два храма и часовня, от которых идет сельская улица с жилыми крестьянскими домами, хозяйственными постройками. В одном из храмов и в домах представлены сельские интерьеры и тематические выставки. Тут можно увидеть интересные старинные предметы обыденной жизни русских крестьян.
Преображенская церковь (1756 ) из с. Козлятьево Кольчугинского района - яркий образец многоярусного храма. Основу его составляет четверик, на который поставлены один за другим три восьмерика, постепенно уменьшающиеся кверху. Церковь стоит на высоком подклете. К основному объему примыкают: с востока алтарная апсида, с юга и севера приделы. С западной стороны - трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочечные покрытия крыты нарядным осиновым лемехом. Общая высота церкви 21 м 25 см.
Воскресенская церковь (1776) привезена из с. Патакино Камешковского района. Церковь ярусная "клетского" типа, построена "кораблем", т.е. все ее части - алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо - вытянуты по одной оси. Основная часть - это "восьмерик на четверике" с невысокой восьмигранной крышей. К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона.
Воссоздан интерьер сельского храма XVIII–XIX веков с трехъярусным иконостасом. Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми брёвнами стен.
К западу раскинулась улица рубленых деревянных домов с дворовыми постройками и усадьбами. Дома привлекают своей архитектурой и резьбой по дереву.

Взрослые:
Дети:
Сопровождающие:
Планируется:
Обеды:
Автобус: Туда и обратно
© 2004 - 2025 Туристическая компания «Славия»
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.
Параметры группы и тура: Взрослых 0, сопр (0), детей 0, поздка в X.
Сопровождающие: (бесплатно)
Взрослых: (в составе группы)
